| Весь Бобруйск |
|
|
|
#1
|
||||
|
||||
|
(продолжение)
Ароматы смешиваются, более резкие подавляют тонкие запахи. Обычно невозможно определить состав того или иного смешанного аромата, поэтому правила хорошего тона предполагают, чтобы человек принял душ и смыл с себя старые записи... простите, запахи, прежде чем нанести новые. Люди пользуются одеколоном, дорогими духами, чтобы выдать их тонкий аромат за свой собственный запах. Современный человек может, естественно, иметь несколько "своих" ароматов. Утренний и вечерний, к примеру. Утром он брызгает себя одеколоном, который должны будут вдыхать подчиненные на работе, а вечером - духами, призванными покорить возлюбленную. Центральный момент романа Зюскинда — массовая оргия вместо публичной казни — является красочным намеком на всесилие аромата. Запах подсудимого изменил мнение судей! Аромат любви - метафора информации в современном мире. Самым страшным оружием уничтожения, которое породило человечество, стала не колючая проволока концлагерей, не химические отравляющие газы без запаха, не атомная бомба с радиацией, излучения которой также не имеют запаха. Это оружие, которое убивает любовью, и формула его в принципе всем известна: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Фантастическую картину этого мира нарисовал еще социалист Оруэлл в своем романе «1984», однако он ошибался, предполагая, что этот мир будет иметь вид большого мирового концлагеря под надзором Большого Брата. 1984-й завершился и наступил 1985-й. В 1985 году Патрик Зюскинд опубликовал свой роман. По странному стечению обстоятельств в этом же году Большие политики Рейган и Горбачев заявили об окончании Холодной войны. Постмодернизм остается единственным течением, который различными способами просит человека открыть глаза. Человечество уже вступило в период Информационной цивилизации. Миром уже правит Харизматическая личность. Это не человек, каким его создавала природа. Человек, который создал себя сам, технологично заставил толпу обратить внимания на себя. В чем смысл жизни Парфюмера? Абсолютный ноль, лишенный даже собственной истории, он все же гений. Гений, не имеющий личности, он был первый, кто понял великую силу харизмы. Обычно для человека по отношению к запахам действует грубый эгоистический подход: нравится — не нравится; это как новости делятся на плохие и хорошие, а магия на черную и белую. Под кодом Гренуэя нам показывают супер-машину, которая сумела проанализировать и разложить черно-белый мир на все его составляющие. Для Жана-Батиста Гренуя запах — единственный способ познания мира. А сам он не пахнет. И действительно, о Гренуе никто ничего не знает, кроме того, что его мать была казнена за то, что родила и бросила младенца. У него нет прошлого. Отсутствие запаха сопровождается полным отсутствием морали в общечеловеческом смысле этого слова. Гренуй даже не задумывается о нравственных последствиях своих поступков, им руководит высшая цель. Нам всем хотелось бы иметь абсолютный успех в обществе, как и Греную, так почему бы не купить самые лучшие духи, которые покорят и заставят вас любить?.. Имейте в виду, это более чем реально. Кстати, в Свободной Европе уже выпущены супер-дорогие духи — 12 ароматов Жана-Батиста Гренуя... Греную, если верить книге, удалось создать абсолютный аромат, абсолютный запах. Это центральный момент романа, и в то же время самый трагический урок для главного героя. Заставив одним мановением платка затрепетать в любовном экстазе десятитысячную толпу, то есть, испытав абсолютною власть, власть, которой не имели на земле даже самые сильные императоры, Гренуй… не испытал ничего. Весь смысл его жизни превратился в Пустоту. Познав целый мир в совершенстве, овладев миром (вспомним, кто владеет информацией…) Гренуй не получил чувств, которые мы обычно называем душевным или даже духовным удовлетворением. Патрик Зюскинд гениально использует метаязык, доступный нашему творческому восприятию реальности, не захламленному 25-м кадром идеологических атак на наш мозг. Писатель показывает бесперспективность властвующего ныне информационного познания мира (нюхания носом) — это путь самоубийства, путь, который приведет к тому, что человек будет пожирать сам себя. Человеческий нос на самом деле способен различать не два, и даже не двести, а миллионы оттенков запаха, более того, недавно экспериментально доказано, что человек, память которого была заблокирована, может вспомнить забытое только потому, что уловит запах, связанный с тем временем. Запахи воскресают информацию в человеческой памяти, открывают события, которые произошли десятки лет назад и были давным-давно забыты. Но люди при этом склонны верить не запахам, а в сказочное «дежавю».
__________________
my.mail.ru/community/livebabruisk/ |
|
#2
|
||||
|
||||
|
(окончание)
Запахи не имеют общепринятых определений, поскольку несут для человека его «личный информационный код» . Мы можем сказать, что у лимона цвет желтый, но про запах скажем только, что это запах лимона. При этом эталона «запаха лимона» не существует и не может существовать. Мы можем лишь сравнить этот аромат лимона, который есть у нас с тем ароматом лимона, который был в прошлом и тоже только лично у нас, то есть речь может идти только о личном опыте восприятия. Информация действует точно так же. На самом деле, умение пользоваться одной лишь этой простейшей очевидностью открывает возможности к самым коварным манипуляциям. Знаете ли вы, что современного человека, который склонен сомневаться во всем и "доверять только собственному опыту", нельзя заставить поверить в Чудо? Зато он может искренне верить в то, что лимон - это апельсин. Подумайте, это действительно легко. Ароматы зачастую являются отражением той информации, которую несет человек о себе. К примеру, тип, говорящий вам о себе очевидную ложь, всегда будет пахнуть (для вас) неестественно резким запахом, сквозь который вы абсолютно ясно ощутите его собственный менее приятный запах. Я знал одну женщину, ложь которой была тонка и изысканна — она пахла всегда дорогими, хорошими духами, гармоничными ее образу. Она позаботилась даже о том, чтобы ее визитная карточка была напечатана на хорошей финской бумаге с едва уловимым, но весьма приятным ароматом. Это малоизученная область, возможно из-за того, что выходит за рамки психологии, а может потому, что человеческий словарь не имеет возможности передавать запахи письменно. А если бы даже имел наш словарь такую возможность - что бы изменилось? Кого интересуют ингредиенты духов?... Мы презираем Парфюмера, как презираем телевидение, журналистов, Мировое правительство и Масонский заговор. Но вместе с тем мы наслаждаемся ароматами. В поисках совершенства.
__________________
my.mail.ru/community/livebabruisk/ Последний раз редактировалось Алесь; 13.12.2009 в 06:23. |
|
#3
|
||||
|
||||
|
Сразу пишу. Да, Зюскинд - еврей.
__________________
my.mail.ru/community/livebabruisk/ |
![]() |
| Социальные закладки |
| Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
| Опции темы | |
| Опции просмотра | |
|
|